Сегодня в смт Землянки 18.04.2024

Средневековье и фэнтези - 1

Часть I. Город и его окрестности.Книги жанра фэнтези очень часто связаны с эпохой, которую мы привыкли называть «средневековьем», и дело тут не в замках, мечах, рыцарях и прочем антураже. Дело в легендах и мифологии, на которые ссылаются знаковые романы XX века. Профессор Джон Толкин черпал вдохновение из таких эпосов как «Сага о Вёльсунгах», «Песнь о Нибелунгах» и «Беовульф», а его друг Клайв Льюис для своей «Нарнии» позаимствовал кое-что у кельтов, что-то из «Божественной комедии», а некоторые мотивы из «Библии». Основой для многих фундаментальных работ в жанре фэнтези послужило космическое исследование, попытка осмыслить мудрость веков и пересказать простыми словами то, что уже изложили поэты и теологи прошлого. Такое фэнтези на западе принято называть «высоким», а у нас «эпическим».Большинство современных авторов эксплуатируют даже не сам жанр фэнтези, а его поджанр. Обычно к нему относится «низкое фэнтези», а еще поджанр «вторженцев» (это когда в наш мир вторгаются могущественные силы извне). Последний является антиподом наших «попаданцев» и популярен на западе. Сравнивать книги современных авторов с работами мастеров прошлого не имеет смысла. У современных писателей, как правило, две цели – развлечь читателя и получить прибыль.Как раз для развлечения публики и необходимо хотя бы поверхностное знание средневекового социума. Бывает так, что герой попадает в другой мир, но если там присутствует волшебство, магические ордена, замки, чумазые крестьяне, пророчества о розовых единорогах и т.д. то чаще речь идет именно о средневековье. Вот его-то мы и будем препарировать в серии статей, прочитав которые вы получите много полезной информации.Кстати, у средневековья тоже есть свои «поджанры». Оно делится на три периода: Раннее, Классическое (Высокое) и Позднее. Обычно авторы обожают позднее средневековье. Выражаясь простым языком это то «благодатное» время, когда рыцари облачались в сплошные доспехи, замки превратились в каменные исполины, появилась первая артиллерия, церковь стали ненавидеть, крестьяне взбунтовались, по морю пошли навороченные каравеллы, а пешком под стол зашагал Иоганн Гуттенберг.О классическом средневековье нам известно куда меньше, а раннее и вовсе останется в нашей памяти только благодаря английским монахам и арабам. К счастью рядовому автору не нужно знать историю, чтобы отправить очередного попаданца завоевывать волшебный мир. Нелишним будет только придерживаться некоторых правил, дабы окружение показалось читателю более реалистичным. Об этом мы и поговорим.Средневековый городВажно сразу оговорится, что когда я пишу «город», я имею в виду большую деревню. Любой автор может сказать – к чему эти ограничения? Захочу, у меня будут сразу пять городов, объединенных мостами из слоновой кости, и в каждом будет жить миллион человек. Мой мир – мои правила!Такое часто случается. Есть даже топ самых больших фэнтезийных городов, и это сильно бьет по реализму. Население Древнего Рима в эпоху его расцвета насчитывало 400 тыс. человек. Это не просто много. Это демографический кризис! Рим был ужасным местом, где простые люди едва доживали до 30-40 лет. Слышали поговорку: «Все дороги ведут в Рим». Иными словами вся еда, рабы, оружие, товары и вообще ВСЕ со всего света утекало в эту бездонную клоаку.Ниже представлен список семи крупнейших европейских городов XIV века:Гранада, Париж, Милан – 150 тыс.Венеция, Флоренция – 110 тыс.Болонья – 70 тыс.Лондон – всего 40 тыс. (а ведь он играл важную роль в делах европейцев).Всего пять с населением выше 100 тыс. Заметьте, что большинство этих городов находятся в теплых широтах. Некоторые стоял у воды, по которой доставляют товары, или на равнине, где можно выращивать хлеба. Таким образом, несложно представить, сколько могли себе позволить города прошлого, чтобы оставаться на плаву и как быстро они бы погибли от перенаселения.Теперь вообразите, как выглядели деревни в средневековом мире. Повезет, если найдете деревушку с населением в 100 человек. Про Ирландию или Скандинавию того времени и говорить нет смысла. И как вы думаете там будут смотреть на нашего попаданца? Пожалуй, так же как в романе «Обломов», когда вся деревья пошла с вилами на уснувшего неподалеку бродягу.Если мы пишем фэнтези, то обязательно должны держать в уме, что средневековый социум пребывает в стагнации. В нем существуют три касты: воины, жрецы и рабочие. Прогресс движется медленно, а то и вовсе стоит на месте. Люди суеверны и набожны. К чужакам у них доверия нет, но своим они верят легко, почти так же легко, как представителям клира.Средневековый город являлся частью этого социума и воплощал образ целой эпохи. В нем каждый знал свое место, каждый занимался тем делом, которое ему поручили с юных лет. Сын кузнеца ковал, стрингер изготавливал луки и тетивы, рыцарь воевал, монах молился за спасение душ, мельник обманывал пекарей, подсыпая в муку всякую дрянь для веса и т.д. В реальном мире такой порядок вещей существовал почти 1000 лет. Виллан, ставший рыцарем – это нонсенс. Такой расклад возможен только в романтическом фэнтези. Однако вариант того, что горожанин или фригольдер уйдут в монастырь и к концу жизни станут аббатом или приором был вполне возможен. То же самое касается и военной карьеры. Простолюдин, не зависимый от феодала, вполне мог возвыситься в этот период, если обладал нужными качествами.Город был колыбелью жизни в средневековом мире. Многие из них были обнесены стенами, сначала деревянными с земляными валами, а потом каменными со рвами. Эти укрепления позволяли людям выживать во время набегов неприятеля и держать на расстоянии орды земляков во время эпидемий. Внутри город делился на кварталы и улицы. Номеров на домах и столбов с указателями не было. Улицы назывались как бог на душу положит. Чаще новоприбывшие ориентировались по площадям, церквям или щитовым вывескам под крышами домов. На постоялые дворы, как это было в «мушкетерах» у Дюма, ориентировались еще реже. Раньше они были не так распространены в черте города, и не стоит их путать с тавернами. В английском языке «a tavern» – чаще обозначает существительное «бар» или «пивная», в то время как «an inn» – относится к месту длительного пребывания и располагается на тракте, за пределами городских стен. На самом же деле в прошлом и там и там можно было переночевать, но таверны все же чаще использовали для короткого отдыха.Кроме жилых кварталов в больших городах располагались цеховые улицы, чаще тупиковые, без возможности пройти через них. В эти особые зоны запрещалось заходить даже горожанам. Там работали мастера и подмастерья. У каждого из них был свой герб, положение в обществе и каждый ревностно хранил свои секреты. Например, цех красильщиков владел формулой несмываемой краски, а цех металлургов изготовил особую печь, в которой за день можно было выплавить вдвое больше железа. За такие секреты могли и убить. Просто так погулять по городу, задавая неуместные вопросы, как мы это делаем в играх, у попаданца не получится. В лучшем случае по глупости он окажется за воротами или в тюрьме, а в худшем в могиле. Последнее может произойти, например, после угрозы поджога, попытки переспать с замужней женщиной или насмешки над каким-нибудь святым. Как там писал Умберто Эко: «Если бы я жил в средневековье, то я был бы уже мертв». Двойная ирония получается.Стоит еще сказать пару слов о пожарах. Огня средневековый город боялся так же сильно, как эпидемий. Пожалуй, только эти два бедствия и могли его уничтожить. Большинство зданий состояли из деревянных каркасов заполненных всяким шaлком. Такой стиль в Европе называли «фахверком». Горело все это хозяйство превосходно, а колодцев в городах было мало. Пьяницу, пусть и сгоряча пообещавшего спалить дом соседа, убивали просто на всякий случай, вдруг говорил серьезно. Известен даже процесс «наказания» поджигателей. Их запихивали в бочку, обливали смолой и сжигали. Так что к безопасности в городе относились серьезно.Обыкновенный средневековый городишко насчитывал приблизительно 1-2 тыс. человек, большинство из которых были потомками первых основателей. Некоторые жители состояли в родственных связях и управляли городом. Отсюда пресловутое деление на «дома», которое часто проскальзывает в серии популярных романов Джорджа Мартина и Фрэнка Герберта. «Дом» или «Клан» – это фактически семейная община, объединенная общими предками. Для такого сурового времени людям было свойственно держаться вместе. Чужаков в общину принимали неохотно, а изгнание из нее считалось страшнейшей карой. Таким был типичный средневековый город. Вы можете туда войти и пожить, но остаться навсегда, скорее всего, не получится.Средневековая деревняЕсли нельзя остаться в городе, то куда же идти попаданцу? Как правило, туда, куда они все идут – на поиски приключений. За пределами городских стен царила мрачная действительность. Стоило путнику свернуть с торгового тракта и количество постоялых дворов сокращалось до минимума. Появлялись густые леса, болота и горы, где жил темный люд, не нашедший место в городе и на фермерских хозяйствах. Как правило, это были преступники, изгнанники или отшельники. Авторитетных лекарей за городом было немного, а те, что врачевали травами, делали это тайно. Шанс подцепить заразу и умереть, не успев получить должного лечения, был высок.Тут стоит заметить, что прямо за городской стеной дела обстояли не так плохо. Там тоже кипела жизнь. Как правило, отцы-основатели выбирали самое удобное место для города, где можно выращивать урожай и подвозить товары извне. Равнины, пшеничные поля, огороды, яблоневые сады и полноводные реки, – обязательный пейзаж для окрестностей любого средневекового города. Жить в глубоком ущелье или на скале посреди пустошей могут только люди из вымышленного мира. В реальности города-гиганты вроде Милана и Парижа надо было чем-то кормить. Посему, покинув город, путник сперва шел по торговому тракту мимо сотен фермерских хозяйств, либо уплывал из него на корабле через порт.Крестьянские поселения были продолжением города, а в некоторых странах, вроде Италии, его частью. Так или иначе, одно не могло существовать без другого. Город давал провинции одежду, инструменты, помогал лекарствами, а селяне взамен поставляли туда еду и стройматериалы.Земли вокруг города принадлежали мелким феодалам, чьи массивные дома были выстроены в глубине провинции, неподалеку от города. Они же владели мельницами, полями, лесами и крестьянскими поселениями. Административным центром таких владений являлся манор, а также домен – земля в собственности лорда, дарованная королем. Манором, кстати, называли не только дом-крепость, но и владение феодала в целом. Напоминало все это хозяйство современный дачный поселок, только забором между участками служили дороги, речушки, мосты и каменные насыпи.Многие крестьяне проводили в родной деревне всю жизнь. Иные могли убежать в леса и стать разбойниками, однако век таких бунтарей был короток. Чаще люди предпочитали работать за еду и пару недель в году бесплатно на церковь, ради спасения души. Большинство из них были вилланами или сервами (крепостными батраками), но встречались и фригольдеры, владельцы собственной земли. Объединяло их лишь одно – труд. Средневековый крестьянин работал как вол, отдыхая только по воскресеньям и на церковные праздники. О том, сколько таких праздников было в году можно представить, просто изучив православный календарь. Вот и получается, что европейский крестьянин отдыхал чаще современного офисного работника. Оно и понятно, какому сюзерену нужны полумертвые работяги?Главной тягловой силой в деревнях были не только крестьяне. Лошади и быки работали наравне с людьми. Как писал Майкл Крайтон: «Средневековье – это мир лошадей». Этих животных попаданец встретит повсюду, а их несравненный аромат будет преследовать его чаще, чем вонь стертых ног. Почему ног? Да потому что крепкая, рабочая лошадка в средневековье стоила как машина в наше время, а содержание ее обходилось еще дороже. Феодал, имевший постоянный доход и поля для выгула скота мог позволить себе табун. Простой человек о такой роскоши не мечтал. Так что сразу оседлать коня, получить жену и дом в Вайтране у попаданца получится только в ущерб реализму. В настоящем мире придется много ходить пешком или плавать на лодках.Покинув город, путник так и будет идти по тракту до тех пор, пока не стемнеет. Двери домов на его пути чаще будут закрыты. Немногие фермеры давали кров бродягам, но обычно возле дорог всегда находилась пара домиков, хозяева которых за пару монет или историю охотно принимали прохожих, тем самым избавляя соседей от ненужных гостей. На такой дом обычно указывали там, куда постучится бродяга. В окрестностях города также мог находиться монастырь. В нем странников кормили бесплатно и даже могли ненадолго приютить.Если представить демографическую карту Европы времен раннего средневековья, то можно заметить, что большинство людей предпочитало селиться в теплых краях. Население далекой Скандинавии не превышало 1 млн. жителей. Киевская Русь насчитывала 5,5 млн. В пределах Каролингской империи обитало уже 15 млн. человек, а население исламского мира по самым скромным подсчетам – 24 млн. К XIV веку ситуация несильно изменилась благодаря эпидемии «Черной смерти». Таким образом, между большими городами и фермерскими угодьями постоянно существовал пустой от людей мир, соединенный древними римскими дорогами. Многие из них сильно размывало, и они становились непроходимыми. В средневековье дороги вовсе не мостили, а те, которые достались европейцам от римлян, старались держать в надлежащем состоянии. Если в небольшой по размерам Англии между городами не существовало больших расстояний, то на материке все было иначе.Незавидна была жизнь тех феодалов, владения которых граничили с глушью, но еще хуже приходилось батракам, чьи поля упирались в чащобу. Во Франции, например, у крестьян долгое время были проблемы с ордами волков. Свирепые хищники постоянно грызли овец, не брезгуя пастухами, грибниками и охотниками. В городе с наступлением ночи люди могли уснуть спокойно, но в деревне фермеры засыпали, держа под рукой вилы или копье, готовые в любую минуту вскочить, когда за окном раздастся испуганное блеяние овец. Важно понимать, что для средневекового человека живущего в глуши тьма была вещественна и враждебна, как настоящий враг. С приходом ночи мир сжимался до размеров домашнего очага, а окрестности наполняли злые силы: ведьмы, бандиты, демоны, колдуны и даже сам дьявол.Мне трудно представить, что чувствовали люди, которых навсегда изгнали из общины. Как они жили в лесах одни в землянках и шалашах, как, будучи суеверными до мозга и костей, готовились к приходу ночи. Не такими уж веселыми кажутся приключения попаданцев на просторах этого мира. Правда, когда под рукой есть магия и спутники все кажется немного проще, но это только на первый взгляд. Хороший автор всегда найдет способ усложнить героям жизнь.

По материалам: https://pikabu.ru/story/srednevekove_i_fyentezi__1_8145338

Смотрите также